Главная » Статьи » Малыш от рождения до года » Мы растем |
ОХ, НЕЛЕГКАЯ ЭТО РАБОТА…
Механизм акта ходьбы можно представить себе следующим образом. Каждый
шаг обеспечивается синхронной работой противоположных групп мышц
конечностей, которые носят название мышц-антагонистов. «Стратегическое
руководство» моторными функциями организма - своего рода высшее
представительство этих функций - сконцентрировано в так называемой
моторной зоне коры больших полушарий головного мозга. При ходьбе в
правом и левом полушариях (правое отвечает за мышцы левой ноги, а левое
«ведает» правой ногой) происходит постоянная смена возбуждения и
торможения моторных зон коры, обеспечиваемая функциональными связями
между аналогичными участками коры противоположных полушарий. Теперь
представьте себе, что, идя, например, на работу, человек вдумчиво
анализирует акт ходьбы, скрупулезно фиксируя в сознании, какую группу
мышц ему следует занять в каждый следующий момент, - ужасающая картина,
не правда ли? Недаром существует притча о незадачливом человеке,
задумавшемся однажды, с какой ноги ему сделать следующий шаг. Как
известно, несчастный так и умер, не сдвинувшись с места. Чтобы избавить
нас от этой трагической участи, расположенные ниже отделы головного
мозга осуществляют контроль за моторными процессами, из которых
складывается ходьба, обеспечивая таким образом автоматизм ходьбы. ГОТОВНОСТЬ НОМЕР ОДИН К 9 месяцам организм ребенка в целом уже подготовлен к вертикальному образу жизни. В достаточной мере окрепла опорная система маленького человечка. Сердечно-сосудистая, пищеварительная и другие функциональные системы уже приспособились к действующей вдоль оси тела силе тяжести. Кровеносные сосуды обеспечивают оптимальное перераспределение крови с учетом потребностей жизненно важных органов (головной мозг, сердце, легкие, почки, печень). Благодаря слаженной работе кровеносных сосудов кожных покровов, механизмы теплоотдачи (избавление организма от лишнего тепла) сформированы в достаточной степени и уже могут адекватно реагировать на достаточно большие перепады температуры окружающей среды. Нервная
система, как уже отмечалось выше, стремится приспособиться к новым
внешним условиям. В целом в неврологическом статусе можно отметить
следующие перемены:
1. Постепенное угасание реакций выпрямления 2. Устойчивое закрепление реакций равновесия 3. Начало формирования «взрослой» системы рефлексов, среди которых выделяют сгибательные и разгибательные: Ахиллов (сгибательный) рефлекс - если легонько ударить по пяточному (ахиллову) сухожилию, происходит подошвенное сгибание стопы. Коленный (разгибательный) рефлекс - при ударе неврологическим молоточком по области на полсантиметра ниже коленной чашечки происходит разгибание голени. О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ПОХОДКА Походка играет исключительно важную роль при оценке моторной функции ребенка. Что же должно насторожить? HOMO FABER - ЧЕЛОВЕК УМЕЛЫЙ Подведем итоги: что же умеет «среднестатистический» младенец в 9-12 месяцев?
К 9 месяцам большинство детей уверенно и с удовольствием ползают на четвереньках (некоторые, впрочем, «не снисходят» до этого занятия, видимо, полагая, что если уж двигаться - то «на своих двоих»). Примерно к 9-10 месяцам (все цифры, как вы понимаете, ориентировочные) ребенок начинает сознательно воспринимать обращенную к нему речь, знает названия многих предметов, выполняет несложные просьбы. Его активный словарный запас значительно увеличивается. Многие малыши с удовольствием и подолгу имитируют беглую речь, произнося бессмысленные слоги, интонированные на «взрослый» манер. 9-12 месяцев - период стремительного развития игровой и предметной деятельности. Малыш свободно манипулирует игрушками, в его игре появляются элементы драматизма (зайчик прыгает, мишка ревет и т.п.). Ребенок начинает пить из чашки, учится самостоятельно есть ложкой. К 11-12 месяцам ребенок начинает самостоятельно ходить, хотя еще часто падает. От первых шагов до уверенной ходьбы обычно проходит месяц-два. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ 1.
Так как ребенок часто падает при попытках ходьбы, необходимо постелить
на пол ковер или подстилку. Однако не забудьте зафиксировать ее на
полу, подсунув под ножки стоящей в комнате ребенка мебели или закрепив
ее с изнанки двусторонним скотчем. * * * Вот
мы и завершили наш обзор психомоторного развития ребенка первого года
жизни. Хотелось бы повториться: не стоит воспринимать этапы развития
младенца как нечто среднее между вечным экзаменом и гонкой с
препятствиями. Главное, что от вас требуется на этом нелегком и
исключительно увлекательном пути, - любовь, внимание и забота.
Будьте здоровы и счастливы! ИСТОЧНИК: Журнал 9 месяцев. | |
Просмотров: 1437 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||