19:59 Старший-младший | |
Когда принесли моего брата из роддома, я была шокирована. Некрасивый, кричащий, он ничего не понимал, не умел говорить и постоянно требовал, чтобы с ним были рядом… На второй день я подошла поближе и захотела его потрогать, но на меня накричали! Никогда раньше я не слышала такого от моей любимой мамочки! Я поняла, что надо что-то делать! Из воспоминаний N«Мой брат (сестра) чудом остался жив (осталась жива)», - говорят многие про своих братьев и сестер, родившихся с небольшой разницей в возрасте. К сожалению, известно много случаев крайней жестокости старших детей по отношению к своим младшим братьям и сестрам. Например, такой случай: старшая девочка регулярно поила младшего брата холодной водой, и он постоянно болел; продолжалось это, пока ее не застали на месте преступления. А родители при этом недоумевали: «Как это могло случиться?»… Мой приятель вспоминал, как он в трехлетнем возрасте принес домой огромную палку для того, чтобы ударить своего брата, и только прутики кроватки и близость мамы спасли последнего от увечья. Конечно, это крайности, но они реальны. В основе такого отношения лежит четкая мотивация: ревность. Ревность снедает старшего ребенка, грызет его психику. В этом смысле он ничем не отличается от взрослого, только объект его ревности, обладания - родители. Вы можете вполне понять его чувства, если ревновали хотя бы раз в жизни. Мировая художественная литература изобилует описаниями этого специфического состояния, в романах можно даже найти самые разнообразные «рецепты»: как разжечь ревность или, наоборот, как не дать для нее повода. Вам предстоит серьезнейшая работа, прежде чем вы будете по-настоящему готовы к решению проблемы со старшим ребенком в преддверии рождения и в течение первых лет жизни младшего.
Возникает несколько вопросов. Все ли дети подвержены чувству ревности к младшим
братьям и сестрам? Какой возраст старшего ребенка самый опасный? И наконец -
что делать? Попробуем ответить на них по порядку. «ТЫ БРЫКАЛСЯ У МЕНЯ В ЖИВОТЕ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И ТВОЯ СЕСТРИЧКА» После того как вы узнаете, что в
семье грядет пополнение, у вас есть вполне приличный срок, чтобы подготовить
первенца или второго ребенка к появлению самого младшего. В этот период надо
постепенно вводить в жизнь ребенка те или иные ограничения: у мамы, например,
болит спина, и поэтому она не может поднимать его на руки и т.д. При этом
ни в коем случае нельзя давать ребенку понять, что какие-либо ограничения в его
жизни появляются из-за грядущего появления малыша в семье. Не следует специально
отводить время для каких-то воспитательных бесед, не нужно обсуждать
собственное поведение или гипотетическое поведение старшего, не стоит говорить
ему о долге и пр. Например, лучше избегать фраз типа: «Ты должен
любить своего братика» или «Мы все равно будем тебя любить».
Такие разговоры могут насторожить ребенка и привести к нежелательным
расспросам. Необходимо снабжать малыша тщательно продуманной информацией
постоянно, но в очень маленьких объемах, как бы вскользь. Ни в коем случае
нельзя переборщить. Причем делать это нужно тем тоньше, чем он старше. «Когда ты был у меня в животе, ты все время хотел пить яблочный сок - мой любимый, а твой братик, чувствую, любит морковный!» «Давай измерим мой живот, посмотрим, кто больше - твой братик сейчас или ты, когда там сидел…» «Ты брыкался у меня в животе точно так же, как и твоя сестричка…» Необходимо дать старшему
возможность почувствовать, что он имеет исключительные права, - например,
подсказать ему имя будущего малыша, чтобы потом он с гордостью говорил: «Это я
так его назвал», или вместе с ним пойти в магазин за игрушками для маленького,
чтобы впоследствии старший гордился тем, что сам выбирал игрушки для братика
или сестрички. ДАВАЙ ПОЗНАКОМИМСЯ… Очень важно для детей первое
знакомство. Неплохо было бы избавить старшего от восторженных криков
родственников при появлении младенца дома, а «предъявляя» новорожденного
старшему ребенку, можно сообщить ему, что он был, честно говоря, посимпатичнее,
и описать чем, в заключение же сказать, что ничего, маленький еще станет похож
на брата (сестру). Первые дни после возвращения мамы с младенцем из роддома во
многом определят отношение старшего малыша к младшему. Именно поэтому не отдавайте
в это время старшего ребенка бабушкам и дедушкам, как бы они вас ни
уговаривали: он сейчас особенно нуждается во внимании родителей. Если бабушка
хочет и готова помочь, лучше пригласите ее к себе домой, а если у вас есть
проблемы в общении (и если позволяют средства) - найдите помощницу, с которой
вам точно не придется спорить по поводу того, как, что и когда делать. * * * К сожалению, в поведении старшего ребенка при появлении в семье нового малыша могут возникнуть определенные психические отклонения (отмечу, при отсутствии должного внимания к нему со стороны родителей).Самое неприятное - это агрессивное поведение, направленное на младшего. В лучшем случае он станет будить его громкими криками, в худшем попытается причинить ему физическую боль. Детская «изобретательность» в этой области даже поражает воображение. Проблема еще в том, что дети не понимают, что такое жестокость и даже смерть, подчас они не чувствуют опасности и не представляют, какой силы может быть урон, который они в состоянии нанести даже при своих небольших физических возможностях маленькому человечку. Другие случаи менее страшны по последствиям, но также неприятны. Бывает, что старший ребенок решает добиться «прежнего расположения» родителей путем подражания младшему. Например, начинает просить соску, писать в одежду и пр. (так называемое регрессивное поведение). Ребенок может начать мстить родителям: капризничать, грубить, не откликаться на зов и т.д. и т.п. Некоторые замыкаются в своей обиде на весь мир, и вывести ребенка из этого состояния не всегда бывает просто. Поведенческие варианты сводятся к неосознанному или сознательному желанию ребенка понять, любят ли его родители по-прежнему. Родители должны приложить все силы к тому, чтобы восполнить пробелы в его воспитании, и ни в коем случае не прибегать к грубому воздействию. Вам трудно будет уберечь младшего от синяков, возникающих по вине старшего, но не ограничивайте их общение рукопожатиями через решетку манежа. Очень важно, чтобы между ними установился не только тактильный, но и психологический контакт, тогда они станут ближе друг к другу, привыкнут делать многие вещи вместе, помогать и выручать друг друга. В конечном итоге правильно построенные отношения между детьми помогут им понять сущность отношений между людьми. Они вырастут уравновешенными и уже наделенными мудростью каждодневного компромисса, способностью бескорыстно любить и отдавать себя. ИСТОЧНИК : 9 МЕСЯЦЕВ | |
|
Всего комментариев: 0 | |