Четверг, 18.04.2024, 05:16
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2011 » Декабрь » 22 » Группы крови
21:21
Группы крови
Человек вполне может прожить долгую и благополучную жизнь, не зная своей группы крови. И даже не подозревая о самом существовании групп крови. Однако, к сожалению, такое везение выпадает лишь единицам. Большинству же современных обитателей планеты рано или поздно приходится сталкиваться с записями вроде «А(II) Rh+», сделанными в паспорте, истории болезни или других медицинских документах. Таких, например, как обменная карта женской консультации. И к этому столкновению лучше подготовиться заранее – особенно семьям, планирующим рождение малыша.

Группы крови.

Красная, но разная.

Действительно, внешне кровь у всех людей выглядит совершенно одинаково – вне зависимости от пола, возраста, этнической принадлежности и генеалогии конкретного человека эта удивительная живая ткань всегда окрашена в экстремальный красный цвет.  Однако этим, чисто визуальным, признаком кажущаяся идентичность крови, текущей в артериях и венах разных людей, собственно, и ограничивается. Потому что на микроскопическом и молекулярном уровнях кровь каждого человеческого индивидуума имеет многие сотни (если не тысячи) особенностей. Наиболее значимой из них для планирующей рождение малыша семьи, безусловно, можно признать антигенную структуру красных кровяных телец – эритроцитов. Групповую принадлежность крови, иначе говоря.

О том, что кровь человека может быть подразделена на некие «группы», впервые стало известно чуть более столетия тому назад – когда австрийский биохимик Карл Ландштейнер обнаружил, что эритроциты одного человека могут чувствовать себя весьма «неуютно» в сыворотке крови другого человека. В проводимых опытах вышеупомянутая сыворотка подчас вела себя по отношению к эритроцитам пришельцам крайне агрессивно, склеивая их и способствуя дальнейшему разрушению. Иногда же сыворотка явно «благоволила» к «чужакам». Гениальный ученый первым сумел объяснить этот феномен – за что и получил в 1930 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине.

Суть феномена оказалась не особенно замысловата: в крови каждого человека имеются два особых типа молекул: первые носят труднопроизносимое название «агглютиногены», или антигены (АГ), и при креплены к поверхности эритроцитов; вторые свободно «плавают» в сыворотке и именуются чуть проще – агглютининами, или антителами (АТ). Биологическая задача молекул АГ – служить своего рода «удостоверением личности» для человеческих эритроцитов. Природная же функция молекул АТ – атаковать все без исключения эритроциты, «предъявляющие» не свойственные организму хозяина «удостоверения». Благодаря исключительно рациональному устройству нашего генома, в крови каждого человека сочетание АГ и АТ всегда взаимоисключающее: антитела к «родному» антигену эритроцитов попросту отсутствуют. Зато всегда имеются к чужим АГ.

Собственно, описанное выше взаимоисключающее сочетание антигенов и антител как раз и представляет собой «группу крови» человека. В первой половине ХХ века Ландштейнер и его коллеги описали две групповые системы крови – знаменитую систему АВ0 и систему «резус». Но это оказалось лишь началом: в последующие годы учеными было открыто множество других антигенных систем крови – Р, Лютеран, Даффи, Келл, Льюис и др. Сегодня известно более 400 разновидностей эритроцитарных антигенов, из которых можно составить около 300 миллионов комбинаций. Стоит ли удивляться тому, что найти на планете двух людей с «одинаковой» кровью непросто?

"Чужие здесь не ходят..."

Можно долго гадать, какую именно цель преследовала Ее Величество Природа, впечатывая в геном человека столь бескомпромиссную нетерпимость к эритроцитам подобного же существа, отличающимся всего лишь пространственной формой отдельных молекул. Возможно, групповая несовместимость крови разных людей представляет собой один из многих тысяч экспериментальных полигонов, на которых трудится естественный отбор – главный инструмент эволюции. Возможно, у групповой принадлежности крови имеются и другие биологические сверхзадачи – ответ на этот вопрос еще предстоит получить. Однако конкретные проблемы у конкретных же супругов, порождаемые конфликтом между антигенами и антителами крови, от этого проще не становятся. Согласно данным медицинской статистики, иммунологические конфликты между организмами матери и плода, обусловленные групповой несовместимостью крови, возникают в 20-25% всех беременностей. Это значит, что ежегодно только в России такого рода проблемы отмечаются, как минимум, у 250-300 тыс. семей.  Как известно, организм ребенка получает генетическую информацию от обоих родителей – и когда при зачатии малыш наследует от отца ген, кодирующий «чуждый» матери эритроцитарный АГ, вероятность иммунологического конфликта мать-плод или мать-новорожденный сразу становится реальной. В случаях, когда эритроциты плода преодолевают плацентарный барьер и попадают в организм матери, ее антитела могут начать атаку тканей ребенка, в первую очередь – красных кровяных телец. Малоприятная встреча молекул-врагов может случиться не только в период беременности, но и во время родов. Последствия такой встречи в медицине называются гемолитической болезнью плода или новорожденного и без своевременного (а также адекватного) лечения могут быть весьма серьезными.

Наиболее актуальной причиной иммунологического конфликта мать-ребенок является несовместимость крови по системе резус-антигенов1. Однако гораздо чаще такой конфликт возникает из-за несовместимости матери и плода по антигенам так называемой системы АВ0 –по статистике, именно эта система ответственна за 60% всех случаев гемолитической болезни новорожденных. Правда, по сравнению с резус-конфликтами, конфликты по системе АВ0 обычно протекают значительно легче для малыша. И, соответственно, требуют менее интенсивного лечения. Тем не менее, эта проблема все же остается достаточно острой.

Система антигенов АВ0, пожалуй, является наиболее известной самому широкому кругу людей – это та самая система, в соответствии с которой выделяют «первую», «вторую», «третью» и «четвертую» группы крови.

Первая группа крови обозначается «00» и подразумевает полное отсутствие на эритроцитах человека АГ, зато «полное присутствие» АТ. Иначе говоря, организм женщины с первой группой крови благосклонно отнесется лишь к плоду, имеющему первую группу крови. Эритроциты остальных трех групп будут восприниматься такой женщиной как «чужие». Соответственно, иммунологические конфликты «мать- плод» теоретически наиболее вероятны в случаях, когда женщина имеет первую группу крови, а ее супруг – четвертую (о четвертой группе крови см. ниже). Впрочем, вторая или третья группа крови у отца ребенка в данном случае также являются факторами риска в отношении развития гемолитической болезни плода и новорожденного.

Вторая группа крови обозначается как «А0» или «АА». У людей с такой группой крови имеются антитела лишь против антигена третьей группы крови (так называемого агглютиногена В). Фактически это означает, что конфликт «мать-плод» возможен лишь в тех случаях, когда супруг женщины со второй группой крови является обладателем третьей или четвертой групп крови. Первая или вторая группы у отца ребенка в данном случае практически безопасны.

Третья группа крови в гематологических обозначениях выглядит как «В0» или «ВВ». Кровь обладателей данной группы «не любит» эритроциты второй группы. Стало быть, риск возникает в тех случаях, когда супруг женщины с третьей группой кровью обладает второй или четвертой группой крови. Соответственно, наиболее благоприятными группами крови у партнера в этом случае являются первая и третья.

Наконец, четвертая группа крови – наиболее редкая из всех представителей системы АВ0. Обозначается она как«АВ», и на эритроцитах ее обладателя содержатся сразу два АГ – второй и третьей групп. Зато полностью отсутствуют антитела. Получается, что ч е т в е р т а я группа крови у мужчины не будет источником повышенной опасности, лишь если у его партнерши та же группа крови. Зато если обладатель четвертой группы крови – женщина, то не принципиально, какова группа крови ее супруга: иммунологический конфликт по системе АВ0 в этом случае маловероятен. Маловероятен, но, к сожалению, отнюдь не невозможен – потому что существуют еще и конфликты, обусловленные несовместимостью крови матери и плода по другим системам. Например, по антигенам системы Келл – если у женщины нет данного АГ, а малыш унаследовал таковой от отца. Возможны и аналогичные проблемы с другими системами (мы перечислили некоторые из них в начале статьи), однако, к счастью, распространенность носительства этих антигенов мужчинами настолько незначительна, что риск несовместимости матери и плода можно считать крайне низким. К тому же последствия таких чрезвычайно редких конфликтов чаще всего бывают весьма легкими – в большинстве случаев малыш не нуждается в сколько-нибудь серьезном лечении.
Источник: Журнал "9 месяцев"
Просмотров: 862 | Добавил: BabyGirl1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]