Пятница, 26.04.2024, 16:13
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Малыш от рождения до года » Мы растем

Мы растем! Все о развитии ребенка: триумф первого года

    Пройдены 12 ступеней младенческого детства, и можно только удивляться тем сказочным метаморфозам, которые произошли с ребенком за эти 12 месяцев. Беспомощный несмышленыш, который мог только своим криком взывать к состраданию, превратился в активного, подвижного, говорящего, любопытного малыша, имеющего свои интересы в окружающем мире. И мы отчетливо начинаем понимать -- ни хлебом единым живет это крохотный человечек. Познание окружающего составляет суть его душевного, эмоционального и духовно-познавательного существования: открывая глазки каждое утро, дитя готово к новым свершениям... Ребенок упорно завоевывает все новые и новые высоты. Малыш не умеет жить по-другому, его активность в поиске неизведанного и освоения окружающего не имеет границ. Она направлена, прежде всего, на вас, потому что кроха не может осуществить ее без вашего участия.

    И еще, пожалуй, самое главное, ребенок научился любить этот мир и вас. Он любит вас! Да, да! Любит нежно и трогательно. Дитя не отделяет себя от мамы, от взрослого, ухаживающего за ним. Поэтому малыш скучает, если не видит в вас поле зрения.

    Задумаемся, за что же малыш любит и почему так привязан к маме, папе, бабушке? Дитя тяготеет к взрослому не только потому, что тот его кормит и поит. Необходимым человеком становится тот, кто «открывает» ребенку мир, кто заставляет удивляться, радостно переживать, смеяться, волноваться, а иногда — плакать, настораживаясь при встрече с новизной окружающего. Проще говоря, тот, кто занимается и играет с малышом, уделяет ему больше внимания, но это не совсем так, хотя и бесспорно. Приоритетным для малютки становится тот, кто ему более «созвучен», кто сохранил в себе самом черты детства, т.е. способен не только любить бескорыстно, но и как ребенок удивляться миру. Как правило, эти люди воспринимают малыша самым чудесным и великим творением Природы, подаренным человеку как радость материнства и отцовства. Они умеют «наслаждаться» своим ребенком в любой момент его детства.

    Пусть период младенчества завершился. Впереди еще так много нового и прекрасного в общении, контактах, игре с малюткой. Вам необходимо подарить малышу радость раннего детства, в которое дитя вступает после года.

    Очень важно, с какими успехами в развитии, сын или дочь подошли к концу младенчества, потому что этот период жизни, становится фундаментом будущего ребенка.

    Вспомним (ранее мы об этом писали), что за нормальное развитие специалисты в области раннего детства принимают формирование у ребенка умений, с допустимым отклонением от сроков в пределах 15 дней, т.е. у малютки еще есть в запасе полмесяца на совершенствование своих навыков и первых знаний.

    Предлагаем вам несложный тест для проверки приобретенных умений вашего малыша, который можно провести на 15--16 день после его первого дня рождения, т.е. после одного года. Обратите внимание, что он включает все ведущие линии развития, а оценка складывается из баллов. Показатели теста рассчитаны на среднестатистического ребенка. Эта проверка покажет, насколько вам удалось реализовать самоценность младенчества крохи.

    Но не относитесь слишком серьезно и строго к оценке своего малютки. Не все дети могут сразу овладевать навыками, и, как справедливо отмечают детские психологи, любой тест -- это лишь условность, которая до конца никогда не раскрывает всю палитру высших возможностей, заложенных в ребенке, его индивидуального самовыражения.

 
    Наконец, если вам что-то не удалось, то не отчаивайтесь, все еще можно наверстать умелым подходом к малышу. Ведь он умница, потому что рожден на свет человеком, с человеческим мозгом и большими потенциальными возможностями. Поверьте, -- все прекрасное у него и у вас еще впереди.
 
Оценки развития ребенка одного года

Ситуация тестирования

                                                             Ведущие линии развития

Познавательное развитие

Социальное развитие

Речевое развитие

Моторное развитие
Взрослый наблюдает за ребенком в периоды бодрствования, в моменты общения с малышом. Стремится приблизить тестовые ситуации к привычным условиям игрового взаимодействия с ребенком.
 
Цель. Составить преставление об индивидуальных особенностях малыша, его предпочтениях, эмоциональных проявлениях, социальных контактах со взрослыми и детьми. А так же, о его познавательной активности, сенсорном развитии, уровне развития предметных действий (ознакомительной игры), речевых реакциях и локомоций (двигательная активность).

Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Критерии оценки Эмоциональное воспитание в процессе общения Критерии оценки Развитие подготовительных этапов речи Критерии оценки Развитие общих движений Критерии оценки
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3

1. Проявляет живой интерес к окружающим предметам и игрушкам. Подражая взрослому, использует их функционально правильно, т.е., машинку катает, куколку баюкает, собачку кормит и т.п.

2. Замечает новый предмет, игрушку, хорошо ориентируясь на ее цвет, форму или величину.

 
3. Успешно выполняет задания двигательного характера с дидактическими игрушками: ставит кубик на кубик, опускает шарики в отверстия коробки, снимает и одевает на палочку колечки пирамидки, открывает матрешку, накладывает в миску цветные колечки, вынимает грибочки из панельки и т.п.
 
4. Способен перенести знакомые функциональные действия в новую ситуацию. Например, знает как кормить куколку (подносит ко рту тарелочку), желает так же покормить мишку и т.п.).

5. Может воздействовать предметом на предмет, например, притянуть за веревку колокольчик и позвонить, или потянуть за уголок салфетку и приблизить к себе зайку, мишку, и т.п.

6. Находит куклу или мячик, закрытые простынкой, путем ее стягивания.

7. Способен 3-5 минут заниматься с интересной игрушкой, не переключаясь на другие предметы.

8. Имеет любимую игрушку.

9. Активно откликается на предложение взрослого поиграть вместе.

10. Способен вслед за взрослым повторять его действия или движения, т.е. овладевает «разученными» действиями по подражанию («Ладушки», «Прятки» и др.).

Примечание. Высший оценочный балл по одному показателю – I. Высший оценочный балл общего развития – 10.




Общение со взрослым

1. Потребность в общении со взрослым ярко выражена (стремится быть рядом со взрослым; часто ступает в контакт).

2. Общение на эмоционально-личностном уровне. Понимает слово «нельзя» и правильно на него реагирует.

3. Контакт на уровне «делового» общения по поводу действий с предметами.

Общение с детьми

4. Спокоен в детском сообществе (неконфликтен).

5. Положительно реагирует на других детей (проявляет к ним интерес, улыбается, отдает игрушку, смеется и т.п.)

6. Способен играть «рядом», находясь в сообществе сверстников.

Примечание. Высший балл по одному показателю – I.

Высший оценочный балл социального развития – 6.




Понимание речи

1. Понимает обращение по имени.

2. Выполняет отдельные поручения по слову взрослого: «дай мне», «положи», «возьми» и т.п.

3. Понимает названия многих окружающих предметов и действий с ними: «будем умываться – возьмем мыло»; «будем кушать – возьмем ложку» и т.п.

Этапы активной речи

1. Вокализирует, пользуется мимикой, жестом.

2. Легко подражает новым слогам, повторяя их за взрослым.

3. Использует лепетную речь: активный словарь – 6-10 слов (мама, папа, баба, дай, бай-бай, топ-топ и т.п.)

Примечание. Высший балл по одному показателю – I.

 
Высший оценочный балл речевого развития – 6.



1. Хорошо ориентируется в пространстве.

Ползает быстро и в разных направлениях, время от времени встает у опоры.

2. Переходит от ползания к вертикальному перемещению: встает на ножки и переходит от опоры к опоре.

3. Может пройти не присаживаясь несколько шагов самостоятельно.

Примечание. Высший балл по одному показателю – I. Высший оценочный балл моторного развития – 3.




 
Оценка тестирования

    Производится по четырем ведущим линиям развития. При этом высший оценочный балл по одному показателю составляет «1». Единице соответствует высший показатель навыка или умения с оценкой «устойчивый» (в таблице Критерии оценки, колонка – 1).

    Оценке «неустойчивый навык» соответствует «0,5» балла (в таблице Критерии оценки, колонка – 2).

 
    Оценке «навык отсутствует» соответствует «0» баллов (в таблице Критерии оценки, колонка – 3). Каждая линия развития имеет свой высший оценочный балл. Максимальная оценка тестирования равна 25.
Категория: Мы растем | Добавил: BabyGirl1 (14.12.2011)
Просмотров: 414 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]